Психолого-педагогическая помощь обучающимся в образовательной организации

Психолого-педагогическая помощь предоставляется в образовательных организациях, детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.

1. Если Ваш ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

(Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

Психолого-педагогический консилиум образовательной организации (ППк) определяет направление коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, логопедической помощи обучающимся, их объем. Заключение врачебной комиссии и заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы не требуется.

По решению ППк коррекционно-развивающие о компенсирующие занятия предоставляются в объеме не более 9-18 часов в год.

2. Если Ваш ребенок инвалид или имеет ограниченные возможности здоровья, испытывает стойкие трудности в освоении образовательной программы из года в год, то получение образование становится невозможно без создания специальных условий. В таком случае психолого-педагогическая помощь обучающимся в образовательной организации оказывается в рамках реализации специальных условий получения образования.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это:

  • физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные центральной психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Специальные условия обучения - это:

  • образовательные программы и методы обучения и воспитания, адаптированные под психофизические возможности и индивидуальные особенности ребенка;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента;
  • проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: психологом (педагогом-психологом), учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
  • обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда).

(Статья 2, 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.)

Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) города Москвы. На комиссию родитель (законный представитель) предоставляет в обязательном порядке заключение врачебной комиссии (приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 №297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключения о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья») и/или справку бюро медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Для прохождения ЦПМПК с целью определения специальных условий получения образования необходимо пройти электронную запись на сайте МЦКО по ссылке: https://mcko.ru/pages/vzaim_mskobr и записаться на процедуру обследования.

Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК г. Москвы с целью подготовки рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания в образовательных организациях:

  • Медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях города Москвы (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 г. № 297), оригинал- можно получить в поликлинике по месту жительства;
  • Для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро МСЭ и ИПР – оригинал и копия;
  • свидетельство о рождении ребенка, паспорт ребенка (при наличии) - оригинал и копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) - оригинал и копия;
  • Заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) - копия;
  • Заключение психолого-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций)- предоставляется образовательной организацией.
  • Направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации оригинал- предоставляется образовательной организацией;
  • Характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
  • Письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
  • Заявление на проведение обследования ребенка в комиссии;
  • Согласие на обработку персональных данных.

Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя) или иного лица по нотариальной доверенности.

По решению ЦПМПК коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия предоставляются в объеме от 18 до 72 часов в год.